Музейное дело


Письмо Минобразования РФ от 12.03.2003 г №28-51-181 16 О деятельности музеев в общеобразовательных организациях 17.5 KB
Письмо ФЦДЮТиК Минобрнауки РФ от 14.09.2012 г Об электронной форме паспортизации школьных музеев 461 KB
Приложение к Письму Минобрнауки России от 12.01.2007 г №06-11 Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев 564 KB
Статья Школьный музей правила организации и учета музейного фонда 63.1 KB
Типовая инвентарная карточка 15.1 KB
Учётная карточка школьного музея 11.6 KB


Составление и проведение экскурсий.

Автор: Юренева Т.Ю.
Источник: Музееведение: учебник для высшей школы. — М.: Академический Проект, 2003. с. 471-479
Дата публикации:

    Музейные экскурсии достаточно разнообразны и различаются по месту проведения и объектам показа, по характеру тематики, по целевой направленности, по составу экскурсантов.

Экскурсии могут проводиться в помещении музея, а также за его пределами. Практикуются также комплексные экскурсии, которые объединяют единой темой показ музейной экспозиции и памятников, находящихся в естественных условиях.

По характеру тематики выделяют обзорные экскурсии и экскурсии на отдельные темы. Обзорные экскурсии предназначены Для посетителей, впервые пришедших в музей и желающих получить общее представление о его истории и коллекциях. Сведения, сообщаемые им во время обзорной экскурсии, носят информационный характер и кратко знакомят с историей и содержанием музейного комплекса, основными разделами экспозиции и отдельными выдающимися экспонатами.

Экскурсии на отдельные темы в музейной практике чаще всего называют тематическими, что в действительности некорректно, поскольку всякая экскурсия имеет тему. Этот тип экскурсии, в отличие от обзорной, наиболее детально раскрывает одну тему или проблему. Иногда проводятся циклы экскурсий, связанные с отдельной проблематикой и предназначенные для постоянной посетителей.

По целевой направленности различают культурно-обозревательные (общеобразовательные) и учебные экскурсии, непосредственно связанные с программами различных учебных заведений. К числу последних относят и методические экскурсии для музейных работников (или, в нашем случае для руководителей школьных музеев), которые знакомят с принципами построения экспозиции, особенностями хранения фондов, проведения экскурсий.

В последнее время появилась еще одна разновидность экскурсий. Это так называемые видео экскурсии или тематические экскурсии с использованием видеоматериалов.

По составу экскурсантов выделяют экскурсии для детской или взрослой аудитории, для туристов или для местных жителей, для групп однородных или разнородных по составу (например, для родителей с детьми).

В формировании привлекательного имиджа музея огромная роль принадлежит экскурсоводу. Вот мнение об идеальном экскурсоводе одного из зарубежных музейных специалистов, экс-президента Международного комитета ИКОМ по образованию и культуре К. Брюнингсхаус-Кнубель.

«Идеальный музейный педагог отвечает следующим требованиям: во-первых, он обладает знаниями о различных разделах коллекции, в отличие от хранителя, который обычно работает лишь с определенной частью собрания. Во-вторых, он должен быть учителем, способным донести свои знания до слушателей, должен следить за новейшими научными исследованиями и уметь доходчиво, ярко, талантливо рассказать об их результатах нескончаемому потоку не похожих друг на друга посетителей. Наконец, он должен быть социологом и специалистом по маркетингу, чтобы на основе знаний об особенностях социальных слоев общества и отдельных групп разрабатывать соответствующие программы. И, конечно же, все эти таланты должны дополняться личным обаянием или магнетизмом (нечто вроде хозяйки, продавца и матери в одном лице), чтобы у посетителей складывалось впечатление, что они находятся в хороших руках». {Брюнингсхаус-Кнубель К. Музейный педагог: защитник интересов посетителей \\ Международный журнал «Mu­seum»/! 994. № 2. с. 14.)

  Итак, важнейший критерий профессионализма экскурсовода – это свободное владение темой. Любая допущенная им ошибка или неточность способны вызвать недоверие группы и сомнение в компетентности ее руководителя. Однако в экскурсии важна не только содержательная часть, но и форма подачи материала. В тех случаях, когда она строится не на основе диалога, а на принципах обучающей дидактики, человек, как правило, теряет к ней интерес.

Экскурсия должна быть адресной и проводиться на основе дифференцированного подхода к группе. Способность устанавливать контакт с аудиторией и умение корректировать свой рассказ и действия в зависимости от ее реакции являются очень важными показателями мастерства экскурсовода.

    Каждая экскурсия состоит из трех частей: вступительной беседы, основной части и заключительной беседы. Представившись группе, экскурсовод выясняет для себя состав аудитории, сообщает краткие сведения о музее, о теме экскурсии и порядке ее проведения. Во вступительной беседе важен не объем сообщаемой информации, а умение экскурсовода расположить к себе людей. Этому способствует его приветливость, доброжелательность, непринужденность во взаимоотношениях с аудиторией, готовность учитывать ее интересы и пожелания.

В заключительной беседе, которая традиционно состоит из ответов на вопросы, экскурсоводу следует кратко обобщить содержательную сторону экскурсии, сконцентрировав внимание экскурсантов на главном, поинтересоваться их впечатлениями от только что увиденного и услышанного, постараться закрепить в них положительные эмоции, с которыми человек и должен покидать музей.

Свою предрасположенность к общению экскурсовод может показать, например, с помощью приема диалога. Эта беседа в форме вопросов – ответов имеет свои нюансы в зависимости от состава группы. Для детской группы вопросы обычно бывают прямыми, то есть предполагающими ответ.

    С взрослой аудиторией прямой диалог тоже возможен, но главным образом тогда, когда одновременно используется прием заданий. Например, участникам предлагается выбрать в зале наиболее интересный экспонат и обосновать свой выбор. Но чаще всего вопросы, адресованные взрослой аудитории, носят косвенный характер; они не предполагают, ответа и предназначаются для поддержания тона доверительной беседы. Обычно они формулируются примерно так: «Вы, конечно, знаете...?», «Вы, вероятно, помните, что ...?», «Возможно, что вы уже догадались...?»

    В музее приоритетно зрительное восприятие, поэтому экскурсия не должна превращаться в лекцию, а экскурсоводу следует уметь правильно соотносить показ и рассказ. Опытный экскурсовод никогда не повернется спиной к экспонату; он встанет вполоборота и при первом упоминании обязательно не только укажет на экспонат, но и сам на него посмотрит, поскольку это движение обязательно повторят экскурсанты. Жест вообще играет очень важную роль в экскурсионном рассказе. Он ориентирует на объект показа и сопровождается словесным указанием «справа», «слева», «прямо», «сверху» и т. п. Однако излишняя жестикуляция создает ощущение напряженности, суетливости и осложняет восприятие темы. В ходе рассказа необходимо делать паузы, во время которых внимание посетителя сосредотачивается на предмете, и тогда человек становится не слушателем, а зрителем.

Вот какие рекомендации начинающим экскурсоводам дают их более опытные коллеги и психотерапевты:

   Чтобы преодолеть первое волнение, постарайтесь сделать обратное – посильнее заволноваться. Не помогает – подумайте о том, что умный человек и в случае неудачи вас поймет и не осудит. Если все-таки осуждает – значит, не совсем умный. В любом случае неудача – это тоже опыт, больше так поступать мы уже не будем. Рассказывая, смотрите на кого-нибудь из группы. Но долго смотреть не стоит. Взгляд должен перемещаться от одного посетителя к другому. Тогда у каждого человека создается впечатление, что экскурсовод говорит лично для него, а если не всегда на него смотрит, то только потому, что неприлично забывать о других. Не демонстрируйте свои обширные знания, обрушивая на посетителя множество дат и имен. Даже самый знающий посетитель в лучшем случае чувствует себя подавлено, а в худшем – полным дураком. Информация, в которой много дат и имен, утомляет, и очень скоро человек перестает ее воспринимать. Рассказ делают интересным отдельные подробности и события. Называть можно не более двух-трех имен, которые действительно нужно знать интеллигентному человеку. Позволяйте слушателю быть исследователем. Каким образом? Экскурсовод рассказывает об историческом событии, задает вопросы, и посетитель сам делает выводы, которые секундой позже подтверждает экскурсовод. Человеку приятнее самому делать выводы с помощью экскурсовода, чем просто выслушивать информацию. Посещение музея – пусть активный, но все-таки отдых. А разве возможен отдых без смеха? Смех облегчает восприятие информации. Даже продолжительное общение он делает легким и приятным. Время идет быстро, и посетитель выходит из музея не утомленный информацией, а с ясной, светлой головой и хорошим настроением.» {Попова Е., Литвак М. Советы начинающим экскурсоводам \\ Международный журнал «Museum». 1993 №4. (178). С. 63-64.)

    Подготовка экскурсии – сложный процесс, который требует от ее автора не только профессиональных знаний в той области, тематика которой будет представлена в экскурсии, но и владения экскурсионной методикой. Работа начинается с формулировки темы экскурсии, определения ее целей и задач; затем составляется библиография и собирается материал по теме, прорабатываются источники и литература, делаются необходимые выписки.

    Далее тщательно изучается экспозиция, отбираются объекты показа (основные и дополнительные), разрабатываются структура и маршрут экскурсии, изучаются сведения о предмете, содержащиеся в фондовой документации, продумываются оптимальные приемы показа экспонатов и логические переходы от одного объекта к другому.

     Проделанная автором экскурсии работа фиксируется в наиболее удобной для него форме, обычно в виде индивидуального текста экскурсии. Кроме того, составляется развернутый план экскурсии, в котором в сжатом виде излагаются цель экскурсии, краткое содержание тем и подтем, конкретизируется содержание вступительной и заключительной бесед, приводится структура экскурсии, ее маршрут, состав демонстрируемых экспонатов и продолжительность их показа. После апробации этого плана на практике, т. е. проведения на его основе нескольких экскурсий и учета их положительных сторон и недостатков, составляется итоговый документ – методическая разработка экскурсии. Она строится по той же схеме, что и развернутый план, но в отличие от него содержит подробный перечень используемых методических приемов.

    Экскурсионной деятельностью занимаются и методисты. Они определяют экскурсионную тематику с учетом специфики музея и аудитории, оказывают научно-методическую помощь в подготовке экскурсии, обобщают опыт экскурсионной работы, руководят подготовкой различных массовых мероприятий на базе музея.

Методические рекомендации по организации школьного музея 

Автор: Акишина Е.С.
Дата публикации:

Методические рекомендации составлены на основе методического пособия «Школьный музей» В.Е. Туманова. Они включают материалы по комплектованию фондов школьного музея, основы организации школьного музея, рекомендации по названию и профилю музея и т.д.

Рекомендации предназначены для руководителей и организаторов школьного музея, педагогов дополнительного образования, учителей общеобразовательных школ, учащейся молодежи.
Успех любого дела во многом зависит от его организации. По отноше­нию к школьным музеям проблемы организации можно рассматривать, по меньшей мере, в трех смыслах: создание и обеспечение деятельности музея; структура музея; музей как общественное объединение в учрежде­нии образования. Деление это в известной степени условно, поскольку эти формы организации взаимосвязаны, осуществляются, преимущест­венно, комплексно и, вместе с тем, отражают разные стороны деятельно­сти актива школьного музея.

История музейного дела в России

Автор: Поправко Е.А., редактор: в авторской редакции
Дата публикации:

Музейное дело в России прошло те же этапы развития, что и в Европе, и также начиналось с частного собирательства и коллекционирования. Как и в других христианских странах в средневековой Руси религиозные, генеалогические, художественные и прочие ценности хранились в княжеских резиденциях, храмах, монастырях. Здесь велись летописи, писались и переписывались книги, располагались мастерские цветной миниатюры, иконописи, серебряных дел.

Княжеские династии и боярские роды жертвовали церкви ценности преимущественно культового характера. Уже в XV в. в Троице-Сергиевой лавре под Москвой (ныне г. Сергиев Посад) находились богатейшие собрания икон, церковной утвари, художественного шитья и т.д.

Это собирательство не носило систематического характера и ставило иные задачи, чем современное музейное коллекционирование.